Ономастикон и топонимы

19.12.07

 Домой Методическая служба Ономастикон и топонимы История края Люди-легенды Обратная связь

 

Казачий фольклор

к началу
Стрелка влево: к началу
Введение: Казачий фольклор как явление русской национальной культуры.

                   Казачьи народные сказки.

     Окружающий мир в народных казачьих сказках. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев казаков, их сходство и различие с русскими народными сказками.

     «Казак и лиса», «Глупец и жеребец». Образ жизни казаков, их отношение к природе. Конь в жизни казака, поэтизация коня, придание ему человеческих черт, характер казака, его жизненные принципы.

     «Казак и судьбина», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Нравственно-этические ценности. Национальный характер казачества. Язык героев. Общность с русскими сказками. Сопоставление и анализ сказок

2.      Народные сказки  терских казаков.

     История терских казаков. Общий тип терских сказок – тип русской сказки. Основные виды сказок: детские, волшебные, страшные, смешные.

    «Курочка ряба», «Козенька – матенька». Основные герои сказок – дед, баба, казаки,  дети, животные. Мужество, бесстрашие, честность, правдивость, любовь к свободе.

3.     Казачьи  народные песни.

     Определение категории жанра. Возникновение песенного жанра. Жанровое своеобразие терских казачьих песен: исторические, военно-бытовые, походные песни, песни арестантские, об атаманах.; обрядовые, лирические и величальные песни; шуточные, плясовые песни.  Жанровая поэтика песен (лирическая, историческая). Изображение в исторических казачьих песнях народной жизни, выражение свободолюбивых  устремлений, настроений протеста, прославление мужества и воинского долга.

«На заре то было, братцы, на зорюшке» - песня о С. Разине, «Дело было под Полтавой» - о Петре Великом, «Оставляем мы станицы» и др.  Главный герой песни – конкретное историческое лицо, наделённое лучшими чертами характера, неистребимость народной памяти о нём. Горестная судьба героев.

Обрядовые и лирические песни.

 Отражение нравственных устоев в обычаях и обрядах в жизни казака. Высокая правдивость и поэтичность раскрытия существенных сторон домашней жизни казаков в прошлом. Глубина и сила истинных человеческих чувств в столкновении с жестокими обстоятельствами действительности – внутренняя тема песен. Образы, символы, типичные картины песен.

    Принципы создания народных песен.

4.     Казачий юмор.

    Сказки-анекдоты. Забавные истории из казачьего быта  -  источник прозвищ жителей станицы. Их сходство и различие с русскими народными сказками-анекдотами. Своеобразие юмора и языка забавных историй.

5.     Казачьи игры, развлечения, забавы.

              Детские игры и забавы. Игры с игрушками. Игры в мяч. Игры с шарами. Игры без игрушек. Особые домашние игры. Забавы.

6.     Пословицы и поговорки казаков.

Толкование значения пословиц и поговорок. Переносный смысл пословиц

7.     Заключительное занятие.

Методы и приёмы работы по изучению  казачьего фольклора

·      Собирание материалов. Фольклорная экспедиция.

·      Систематизация и анализ изучаемого материала.

·      Рассказывание сказок, пересказ, инсценирование, пантомимический показ  сказок, угадывание их.

·      Работа в группах, индивидуальная работа, работа по карточкам.

·      Вопросы и задания творческого характера (викторины, кроссворды)

·      Сообщения.

·      Прослушивание аудиозаписей с  песнями  и сказками.

·      Вопросники, анкеты.

·      Интегрированные занятия. Час любимой казачьей песни. Посиделки. Сочинение «Моя любимая казачья песня (игра, сказка)»

Анализ поэтики свадебной казачьей песн

1.     Сообщение учителя или ученика о казачьей свадьбе

2.     Просмотр свадебного обряда (в видеозаписи), сопровождаемого песнями.

3.     Анализ поэтики свадебной песни «Как во поле травка стелется»

            

Вопросы для анализа:

 

1.     На какие две части можно условно разделить данный текст?

             (История голубого цветка, история Сережи, его намерения)

     2.  Какая часть важнее с позиции содержания? О чём она рассказывает?   (Эта песня свадебная, в которой величают почему – то жениха,  сравнивая его с цветком).

2.     Для чего нужна первая часть? Вносит ли она дополнительный элемент в содержание? Как она перекликается со второй частью?

(Это поэтический зачин, где на уровне символов объясняется основной сюжет)

3.     Найдите в песне символические пары.

4.     Почему в казачьей песне особое место отводится жениху, а не невесте?

Изучение поэтики песни «Калина – малина».

Калина-малина в саду расцвела.

Не в ту пору маменька меня родила.

         Обращусь младёшенька я кукушечкой, 

          Полечу я к маменьке во зелёный сад.

          Полечу я к маменьке во зелёный сад.

          Сяду я во садике – буду куковать.

                     Своим кукованием сад я засушу,

                     Горькими слезами терем затоплю.

          А калина- малина рано расцвела,

Не в ту пору маменька меня родила.

                                     Задание: 

·        Определите композиционную форму песни.

                     (Монолог)

·        Кто её лирический герой?

                               ( Девушка)

·        На какие смысловые части делится песня? Найдите строчки, служащие границами между ними.

·        Определите, какие поэтические приёмы используются в песне для отражения тоски и страданий лирического героя.

    Символика счастья – зелёный сад, т. е. родительский дом. Употребление олицетворения  «обращусь кукушечкой», гиперболы  «горькими слезами терем затоплю», метафоры  «горькими слезами», эпитетов  «калина – малина»,  «я младёшенька».

 Изучение   казачьего  фольклора.

( На материале духовного  и культурного наследия  терских казаков)

Теория и практика.

( методические рекомендации)

 Основные цели:

1.     Прививать учащимся культуру межнационального общения.

2.     Способствовать социально-культурной адаптации детей в условиях многонационального края.

Специальные цели:

1.     Сформировать чёткое представление о специфике устной культуры казаков.

2.     Углубить знания о фольклоре и его основных жанрах; сформировать понятие на основе современных научных критериев.

3.     Выработать умение определить жанры фольклора и отдельные тексты по их функциональной направленности и словесному оформлению.

4.     Дать представление о традиционной поэтике фольклора.

5.     Выработать первичный навык анализа отдельных видов фольклорных текстов.

6.     Расширить понятийно-терминологический и лексический запас.

Общепредметные задачи:

1.     Углубление знаний о народной духовной культуре  казачества в её прошлом и настоящем, о различных аспектах народного быта.

2.     Усвоение нравственно-поведенческих  культурных норм и ценностей, закреплённых в традиционной культуре.

3.     Развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе изучения традиционно-поэтических произведений и реализации собственных исполнительских навыков.

4.     Развитие коммуникативной компетенции в единстве вербальных и невербальных форм.

 

            Как во поле травка стелется,

            Голубой цветок лелеется.

           Эвайле, войлюле, люле, люле,

          Голубой цветок лелеется.

                                      Голубой цветок лелеется,

                                     Молодой Сережа женится.

                                     Эвайле, войлюле, люле, люле,

                                    Молодой Сережа женится.

Молодой Сережа женится,

Молодую себе Леночку берёт

Эвайле, войлюле, люле, люле,

Молодую себе Леночку берёт.

                                Молодую себе Леночку берёт.

                               Молодую, всё хорошенькую

                               Эвайле, войлюле, люле, люле,

                               Молодую, всё хорошенькую.

Молодую, всё хорошенькую,

Белолицу, чернобровенькую.

Эвайле, войлюле, люле, люле,

Белолицу, чернобровенькую.

                              Набелилась, нарумянилася,

                             Чтоб Серёженьке понравилася

                             Эвайле, войлюле, люле, люле,

                                  Чтоб Серёженьке понравилася.

   У Серёжи така думочка была,

  Чтобы Лена его жёнушкой была,

  Эвайле, войлюле, люле, люле,

  Чтобы Лена его жёнушкой была,

                                 Чтобы Лена его жёнушкой была,

                                 За собою весь порядочек вела,

                                 Эвайле, войлюле, люле, люле,

                                За собою весь порядочек вела,

 

.   Рассказ об обычаях и традициях патриархального уклада семейной жизни казаков.

5 Образный  параллелизм (психологизм) песни «Птичка – невеличка»

         Образный параллелизм предполагает сопоставление или противопоставление чувств, переживаний, состояний героя с образами из мира природы:

                    Ой, птичка-невнличка,

                    Да й по полю летае.

                    По полю ой да летае.

                                               Да й по полю летае,

                                              Да й травку разгортае

                                             Травку ж ра…ой  разгортае.

                   Ой, травку разгортае,

                   Да й сокола шукае,

                  Да й сокола шукае,

                                           Ой, сокол-соколочек,

                                           Да миленький дружочек,

                                          Миленький ой, да , дружочек.

                 Да миленький дружочек

                Да взлетел на дубочек,

               Взлетел ой, да  на дубочек.

                                         Ой, взлетел да на дубочек,

                                        Ой, да заиграл во рожочек,

                                       Заиграл  у  ой, у рожочек.

6.  Самостоятельная работа. Проанализировать свадебную песню.

7.   Анализ песен. Выводы.

Духовная культура казака

ЗАПОВЕДИ КАЗАЧЕСТВА

       Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. В своей основе все заповеди сводились к следующему:

  1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;
  2. Будь прост, но не подобострастен, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово – слово народа твоего!
  3. Всем служи честно, будь законопослушен.
  4. Люби все, что с ранних лет ты впитал в плоть и кровь в казачьей семье, чти традиции и обычаи своих предков.
  5. Пуще благ и самой жизни ставь казачью волю! Помни: воля не своеволие, лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые – всегда добрые, потому как они сильны.
  6. Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, он скор и справедлив!
  7. Будь свободен душою, но страсти держи в оковах.
  8. Никогда не воюй со слабейшим, а только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив! Победив его рукою, победи его милостивым и милосердным сердцем.
  9. Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть.
  10. Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а, вступивши, служи ему всем сердцем, всем помышлением.
  11. Соблюдай правила и обычаи народа своего. Никогда никого не поучай, но объясняй и советуй, когда  у тебя спросят. Тогда станица – любое казачье общество станет тебе домом, отцом и матерью твоими.

Семейное воспитание казаков.

  1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности.

С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С семилетнего возраста на казачат возлагались посильные работы – уход за домашней птицей, прополка сорняков, уборка во дворе и доме.  В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.

     2.    Учение добру, благожелательности.

            С малолетства у детей в казачьих семьях старшие воспитывали понимание добра и   

             зла, их учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.

            Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать

             настрой человека. Они говорили: « Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека 

             со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в 

            сердце». 

 

  1. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию

Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.

4. Учение послушанию. Из послушного всегда выйдет  разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного- верхогляд, вор, обманщик, насильник..

           5. Учение жить своим умом, сочувствовать людям.

Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора.

Детям прививали навыки почитания корней родства. Близкое родство считалось до пятого колена.  Уже к шести годам ребенок знал почти всех близких родственников, проживающих в станице.

Посещения родственников в праздники, помощь в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и  воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков.

 

Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как  вести себя с врагами,, при встрече с опасным зверем в лесу, обучали, как развести огонь в дождь.

 Матери и бабушки обучали девочек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали уступчивости, ласковости.

Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. Разводов в казачьих семьях практически не было.

  

Материалы этнографических экспедиций   ст. Старопавловской

 

   Душа любой земли – это люди, которые хранят память, поддерживают в ней жизнь и создают историю этой земли. С такими людьми встречались члены этнографической секции клуба «Исток».

 

Ономастика  ст. Старопавловской

Кировского района Ставропольского края

 

Топонимы

(географические названия)

История названия станицы

    Станица Старопавловская основана в 1773  году выходцами из Яицких казаков, которые после подавления восстания в 1772 году бежали частью в Малую Казахскую Орду, а частью (7 -10 семей), спустившись на небольших судах по реке Яик в Каспийское море, высадились на Кавказском берегу (по правой стороне) на реке Куре основали осенью  1773 года  небольшое поселение, назвав  его Правобережным.

  Через 4 года за полверсты от Правобережного,  у излучины реки Куры, была заложена вторая крепость Азово-Моздокской оборонительной линии – крепость Святого Павла – Павловская (18 сентября 1777 года).

  Для укрепления кордонной линии с Кабардой, крепость Павловская выставляла на реке Малке сторожевые посты – Пробежной и Солёнобродский, а крепость станицы Марьинской – пост Беломечетский.

(Прим.:   Пробежной  -  в  том месте  часто пробегали кабардинцы.

                Солёнобродский – через этот брод  переправлялись кабардинские арбы за солью, но

                                                  из-за  того, что они часто там переворачивались, вода становилась

                                                  солёной.)

                Беломечетский  - пост, который поставили напротив белой мечети, что на границе с

                                                 кабардинским селом Куба.)

         В 1784 году на Кавказ переселяется большая партия людей с Левобережной Украины. Часть этих переселенцев стала селиться на левом берегу реки Куры, недалеко от крепости Павловская, другая часть поселилась к востоку от поста Беломечетского  в станице Марьинской (ныне городок Энергетиков), и стала называться «хохлами».

С 1826 года станицы Марьинская и Павловская стали перемещаться на реку Малку к постам Пробежному и Беломечетскому, чтобы укрепить границу с Кабардой. В основном переселение закончилось к  1839 -1841 годам. Эти станицы сначала назывались  по названиям постов, а затем приняли прежние названия по крепостям.

        С 1852 года впервые (по данным архивных документов) станица стала называться Старо–Павловская, а новое поселение на левом берегу реки Куры – Ново-Павловское (ныне город Новопавловск)

   Станица Старопавловская  Кировского района Ставропольского края  - современное административное название населённого пункта.

  Жители станицы иногда называют свою малую родину [Старапалафка], [Cтарапвлафскайа], а самих себя [старапалафцы].

    В народе  очень давно  старопавловцев называли  пугачи, и дразнили: «Пугу, пугу. Пакет вязу.»

Существует легенда об этом прозвище. Проезжал через лесостепь в крепость Павловскую казак с донесением, филин на дереве кричит по-своему: «Пугу-пугу». А казак ему отвечает: «Пакет вязу». Пугачи – подражание крику филина, сыча.

       Город Новопавловск по-прежнему зовут [Навапалафка] или [Апалонка], [Апалонафка], [Апалонскайа] (по названию железнодорожной станции Апполонская).

  Жителей  районного центра  наши старожилы прозвали индюками за то, что однажды казаки, приветствуя генерала на построении, прокричали  невпопад и невнятно: «Здравия желаем», а получилось подражание крику индюков. Есть другая версия  происхождения этого прозвища. Жители станицы, хохлы, занимались выращиванием индюков, которых было очень много. Индюки бродили  повсюду,  их продавали или  меняли на что-нибудь.

   Станицу Марьинскую называют [Мар`йэфка] , а жителей - [мар`инцы]. Марьинцы тоже не остались без прозвища. Их называли чапчаками (происхождение пока не известно).

Станицу Зольскую называют [Золка], жителей - [зол`цы], [зол`чане]. А прозвище им дано было гужевики, гужовники. Вероятно, жители имели гужевой транспорт, а может быть, они воровали гужи для своих коней.

   Соседние села Кабардино – Балкарии  называют по-своему: Псыхурей – Псыхури, Крем-Константиновская  станица – Куркужин (по названию другого села), Солдатская – Солдатка, город Прохладный – Прохладная и т.д.

  Город Георгиевск старые люди называют Егорьевск, Егорьевка.

С момента основания станицы в самом центре была построена  кирпичная церковь, огороженная кирпичной оградой. Получила она название Николаевской, потому что была освящена в день Святого Николы Чудотворца 19 декабря. В 1934 году церковь снесли, точнее, разобрали по кирпичам, остался лишь фундамент, разбить который не удалось. Сейчас на этом месте стоит станичный Дом культуры.

 На краю станицы  было кладбище, жители называли его могилки. Там были похоронены богатые люди: помещики, генералы, жившие до войны. Надгробья  их были очень большие, богато украшенные скульптурой, железными оградками, гранитными памятниками.

      На расстоянии оружейного выстрела от церкви казаки разбивали четкие квадраты, ставили ворота. Так появились казачьи посты. Первая сотня казаков поселилась на «Большом краю» (ныне ул. Центральная, Ленинская), вторая сотня – на «Буркином краю» ( возможно, там кто-то бурку потерял, а может быть, изготавливали там бурки), сейчас это улицы Комарова, переулок Победы, ул. Ворошилова.  Говорили: «На Буркином краю живуть все воры».Улица Набережная раньше называлась Курсовая. Люди говорили: « На Курсу живуть».

  Опасаясь набегов горцев (абреков), казаки вырыли овраг по краю станицы. Сначала это была небольшая канава, прорытая обычной сохой, но из-за близкого нахождения подземных вод и родников, канаву сильно размыло, и невольно образовался большой овраг. Отсюда название оврага Неволька. Но есть другая версия этого названия. Дело в том, что многие жители утверждают, что вырыт этот овраг руками невольных людей, пленных рабов. Позже в него люди спускались за водой. Потом наверху соорудили приспособление в виде подъёмника, которым опускали  вёдра, зачерпывали  и доставали  родниковую воду, которую использовали только для питья. Грех было полоскать в Невольке бельё.

  Существующие на границе с Кабардой посты назывались: по берегу реки Малки - Старый пост, с восточной стороны был Съезднов ( Съездной) пост (съезд с горы из станицы Марьинской).

Через речку Гусиную ( постоянно в речке купались гуси) был натянут мост – кладка (уложенные ветки на деревянных столбах). Названия некоторых речек произошли от фамилий и прозвищ людей, живших возле них: Балютина речка, Кудина речка, Халина речка и другие.

За станицей была Свиная балка. Говорили: «Пойдём на Свиную балку, щавлю надерём».

Три холма  на окраине станицы называют Городки. Под Марьинской были курганы: Два брата и Чмелёв курган. Поля, пастбища за железной дорогой называли: за чугункой.

Рощи назывались по видам деревьев: Калиновые рощи, Ореховые рощи, Свидoвые (Свидиновые) рощи. Ходили  за метёлками из свидины (кустарник с жёсткими упругими ветками, очень гибкий).

 До революции в станице жили помещики, которые имели пастбища, сады, пахотные земли, торговые лавки. Поэтому носили имена своих хозяев: Зимин сад, Ядыкин сад, Ядыкинская гора, Сухоруков-Хаджимахин сад (Хаджимахин – фамилия – прозвище, данное человеку по  кличке его любимой коровы Хаджины), Кирдов сад, Клюев сад, Болдырев сад, лес, Антоненков сад, Горюнова лавка, Белова лавка.

  В каждом дворе были колодцы. Но были и общие колодцы, их называли колодезя, колодесь. Остался в памяти людей Морозовский колодец.

В станице была своя кузница, которая славилась  кузнецом Ляшком (Ляшков)( «Пойду к Ляшку посуду лудить», «Ляшок добрый (хороший) топор сделал».

 

Астронимы

(названия природных небесных тел)

 

     В любое время года на небе ночью можно было найти Большую Медведицу. Местные жители её называют Ковш или Брычка (четыре колеса и дышло).

    Ясное звездное небо зимой – к морозу. Говорили: «Погода будет»( то есть ясный, солнечный день).

 Утреннюю звезду ласково называют Зарничка, Первая Зоренька, Зорька.

 «Чуть свет ни заря. Зоренька занялась, я уж поднялась.

  Тесное созвездие на небосклоне – Кучка.

Млечный путь – Дорога.

 

 

Хрононимы

(названия отрезков времени)

 

Рождественские праздники. Они проводились от Николина дня (19 декабря) до Крещения (19 января).

Святки считались молодёжным праздником. Как правило, молодёжь, собиралась на посиделки, игры и гадания. В святочные вечера до Рождества не пели песен, кроме «святовских».

Рождественский сочельник в казачьей семье проводился в строгом посте. Пищу употребляли только после первой звезды. Варили кутью – кашу из необмолоченной пшеницы, разводили мёдом, а кто и отваром из сухофруктов.  Стояли всю ночь в церкви, пели песни. Отметив сочельник, родители посылали детей разносить кутью близким родственникам и соседям. На рассвете приходили христославщики (колядовщики), пели песню, славя Христа. Поздним вечером на колядки выходила молодёжь.

Канун Крещения (Богоявление) в большинстве казачьих семей назывались «свечками», так как в этот день после вечерни, когда совершается водосвятие, казачки рядом с сосудом с водой ставили свечи, перевитые цветными нитями. Считалось, что такая вода не может испортиться.

 На Крещение ходили на речку окунуться, набрать воды. Этой водой умывались во время болезни, добавляли в воду, в которой купали младенцев, омывали заболевшую худобу (домашний скот).

Стретене Господне 15 февраля. С этим днём люди связывали много примет: «На Стретеньев день снежок – весною дожжок», капель в этот день предвещала урожай пшеницы, а ветер  плодородие фруктовых садов. Казачки с этого дня начинали усиленно кормить кур, чтобы они несли хорошие яйца.

Масленица – языческий древнеславянский праздник. Обрядовые действия проводов зимы и встречи весны. Её проведение сопровождалось  массовыми гуляньями, пиршествами, играми, быстрой ездой на лошадях, выпечкой блинов, хождением в гости, сжиганием соломенного чучела.

Понедельник – встреча масленицы, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – широкий четверг, пятница – тёщины вечеринки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощеный день, проводы масленицы. После обедни по домам начинали ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения.

Великий пост является самым древним из многодневных постов, вводит в Страстную седьмицу, Светлому Христову Воскресению. Казаки строго соблюдали посты, воздерживались не только от скоромной, но и от  всей пищи, особенно по средам и пятницам.

В Вербное воскресенье казаки шли со своей вербой в церковь, а после службы вместе с домочадцами глотали почки, чтобы не хворать. Дома «хлестают» друг друга веточками вербы, приговаривая:  «Вербохлёст, бей до слёз, До красненьких яичечек, до беленьких пасочек. Не болейте, не хворайте (повторяется 3 раза)».Освященную вербу клали на икону и втыкали в землю, так как считалось, что это поможет сберечь посевы.

Благовещение- праздник совершенной свободы и покоя. Грехом считалась любая работа. Говорили: «На Благовещение – птица гнезда не вьёт, казачка косы не заплетает».

На Чистый четверг топились бани, стригли волосы у малышей, шерсть у овец на лбу, чтобы руно было длиннее, у лошадей и коров хвосты. Считалось, что к помеченной в этот день скотине не прикоснётся ни зверь, ни змея.

В Страстную пятницу нельзя было мыться в бане, стирать, убираться в доме, устраивать вечеринки.

         По важности Пасха является Праздником праздников, торжеством, из торжеств.

В 12 часов ночи  раздавался первый протяжный и звонкий удар колокола и начинался процесс христосования. После литургии священники выходили к прихожанам, которые зажигали на куличах свечи и ждали, когда  на их пасхальную еду попадёт святая вода.

Освятив куличи, многие отправлялись на кладбище, чтобы там похристосоваться со своими покойными родителями. Отвесив на родных могилках поклоны, целовали землю, оставляли на могилках пасхальные угощения, а затем спешили домой разговляться с домочадцами.

В пасхальное воскресенье казаки никогда не ходили массово на кладбище. Массовость кладбищенских посещений сложилась в советское время, так как других выходных дней властями не предоставлялось.

На Пасху в станице есть обычай никогда не выгонять на пастбище скотину с пустыми руками.

В этот день нужно было обязательно угощать пастухов куличами, яйцами, всевозможным кушаньем.

        Красная горка отмечалась в первое воскресенье после Пасхи. В это время проходило много свадеб и шло усиленное сватовство.

На родительский день(поминание усопших родителей) в понедельник шли на кладбище. В Зольской и Марьинской станицах этот день – вторник.

     На Ягория (Егора) в мае стригли овец.

    День Святой Троицы(Пятидесятницы) этот праздник называли «зелёными святками», потому что на обедню в церковь все приходили с букетами луговых цветов. Заборы украшались ветками тополей, берёз, комнаты заполнялись чабрецом (чобором), а стены, косяки дверей и окон – цветами. Молодёжь в эти дни выходила на луг к реке и отмечала «завиванием венков».

Пели: «А нынче, нынче Троица –

             Весь луг травой покроется.

             А нынче миленький придёт,

             И сердце успокоится».

Плели венки, пускали по речке и смотрели: чей венок поплывёт, а чей потонет – такова судьба.

День первоверховных Петра и Павла (12 июля) начинались интенсивные сельскохозяйственные  работы. Молились, варили наваристые борщи, жарили мясо, пекли пироги. Молодёжь уходила в поля, чтобы встретить восход солнца. Встречу солнца связывали с возможностью отогнать от станиц русалок, которые могли навредить посевам, а также унести с собой в реку людей.

Особо отмечался день начала уборки урожая: заказывался в церкви молебен, молились, просили у Бога ни бури,  ни града, ни пожара. В поле выезжали все: и взрослые, и дети.

На Ильин день (2 августа) в водоёмах уже не купались.

Праздники Спаса отмечали тоже в августе.

Первый Спас  14 августа называется медовым. Пчеловоды качали мёд второй, а то и третий раз.

Второй Спас, Преображение Господне 19 августа назывался яблочным. С этого времени разрешалось вдоволь употреблять садовые  плоды и огородные овощи.

Третий Спас 29 августа называется  ореховым. Освящали орехи в церкви. На второй день третьего Спаса приступали к пахоте земли под пар.

Покров Пресвятой Богородицы 14октября считался значительным праздником.

 К Покрову заканчивались основные сельскохозяйственные работы и в станице начинались свадьбы.

 

Антропонимы

(собственные имена, фамилии и прозвища  людей)

 

     Новорождённым в основном давали имена по церковному календарю (Николай 19 декабря, Илья 2 августа, Алексей 30 апреля и т.д.).

    Очень часты случаи, когда именами отцов называют сыновей, особенно старших (Николай Николаевич, Пётр Петрович,  Александр Александрович и др.)

    В  настоящее время  всё меньше придерживаются данной традиции, и называют детей различными иностранными именами.

    В церковь несли крестить на любой день от рождения, и там нарекали именем.

    В связи с тем, что станицу населяют представители украинской национальности, то имена и фамилии их отличаются от русских. Это  фамилии на - О,  - ЮК, -ИХ и т.д. :

Мартынко, Руденко, Галченко, Иванько, Блашко, Доценко, Антоненко, Копейко, Наседко, Кияшко, Ляшко;

Гладких, Сизых;

Малюк;

Корень, Сова и т.д.

         Часто украинские фамилии искажались, превращаясь в русские на –ОВ, -ЕВ (-ЁВ).

Бугаенко - Бугаёв

Бойко- Бойков

Чухлатый – Чухлатов.

В станице встречаются люди с фамилиями, состоящими из двух корней,  с приставками  ПОД-, БЕЗ- и БЕС-:

Шестирублёв , Полуюхта, Кривохижина, Белобров, Красноперов, Краснощеков, Сухоруков, Беломестный,Коновалов;

Бесхлебный, Безлюднов;

Подберёзный.

  Происхождение фамилий связано с родом деятельности предков (Бортников, Коваль), с различными названиями  животных и птиц (Волков, Сорокин, Усачёв, Селезнёв, Дроздов, Баранников), с именами прародителей (Борисов, Ильин, Петров, Сидоренко, Яковлев).

«Уличные»  фамилии и семейные прозвища

Мартынко – Скаженные ( странного поведения, буйные, крикливые)

Мартынко – Каукины

Селезнёвы – Кочетки (мужчины своим  нравом похожи на петухов)

Галченко – Лобаны( внешний признак, большой лоб после перенесённой болезни)

Селезнёвы – Гагареевы ( подобие птицы гагары)

Поляковы –Сорочеи (болтливы, как сороки)

Усачёвы – Чугухи

Сухорукрвы – Хаджимахины ( от клички коровы)

Пелиховы – Стенвалы (сильные)

Пелиховы – Хомухи (от  слова хомут)

Пелиховы – Белбараны (от белых баранов)

Руденко – Ломаки (всё ломали)

Балютины – Курпеи

Форовы – Волки (характер, повадки зверя)

 Из данного списка видно, как различали в станице людей с одинаковой фамилией.

   В истории станицы были случаи, когда  мужья при заключении брака свои незвучные, неприглядные  фамилии  меняли  на фамилии жён.

Есть примеры того, что в одной семье живут братья и сестры с  фамилиями, отличающимися лишь одной буквой (Чухлатов, Чухлатый, Чехлатый, Чахлатый и т.д.).

 Свои фамилии увековечили герои войны в названиях улиц (Курносов, Кузихин). Добрую память о себе оставил род Серебряковых, Болдаревых, Горюновых (Гурюновых). Это богатые помещики и офицеры, уважавшие людей, умело хозяйствовавшие в станице, но после революции вынужденные покинуть станицу.

Жители помнят доброго батюшку Николаевской церкви Гулагина.

Дурная слава закрепилась за фамилией Игнатьевы, поскольку прославились они тем, что ловко воровали скот.

  Людей, заслуживших почёт и уважение, называли по отчеству. Бригадира Воеводу Михаила Мифодьевича все звали Мифодич.

 Непристойно звучат имена людей, проживших не один десяток лет (Жорик (70 лет), Коля Беленький (50 лет), Поленька (80 лет), Марфенька (82 года) и т.д.)

  Прозвища людей в станице имеют самую разную основу : характер, внешность, поведение, способности, привычки. Они очень схожи с «уличными» фамилиями. Многие из них передавались по наследству, а многие приобретались в течение жизни:

Нюра – Балдычиха,

Жора – Кулага

Володька – Лобан

Даниил – дед Система

Николай – Бузлук, Рябой

Мартынко – Кочкирь

Мария – Турчанка (пленница из Турции)

 

  Паспортные имена имеют разные формы в зависимости от того, с кем человек общается, как себя сам преподносит, в кругу каких людей живёт.

Анна – Нюратка, Нюрочка, Нюра, Анюта, Нюта (ласково)

             Нюська, Нюрка, Нюсяка (грубо)

Александра – Санюшка, Сашура, Санечка

Миланья – Малаша

Иван – Ванюша, Ванечка, Ванюшка, Ванян (ласково)

             Ванька, Ивашка (грубо)

Агафья – Ганюшка

Акулина – Куля (ласково), Кулька (грубо)

Евдокия – Дуся (ласково), Дуська (грубо).

Евгения – Евочка, Ева

Матрёна – Мотя  (ласково), Мотька (грубо)

Прасковья – Параша, Паша (ласково), Паранька (грубо).

Анастасия – Настя, Настасья

Спиридон – Миридон

Кирилл - Кирей

Опыт словаря, взятый из говора  жителей станицы Старопавловской

Арба  - длинная четырёхколёсная повозка для упряжки волов.

Баз – огороженная площадка или крытый двор для выгула скота.

Байдуже – безразлично, невозмутимо, равнодушно.

Бачить – видеть.

Белявый – белокурый, белобрысый.

Блукать – блуждать, бродить.

Блымать- хлопать глазами, мелькать.

Брухтануть – боднуть, бодать рогами.

Будылья – сухие стебли сорных растений.

Булдачить – беспокоить, будоражить, волновать.

Бичовка – верёвка.

Брункалет – кора от конопли, верёвка.

Вечерять (укр.)– ужинать.

Вырыть – выкопать.

Вытулиться – выставляться, высовываться, выпучивать.

Гайдуковать – бегать, жить вольной жизнью.

Гамузом – все вместе.

Грымза – ворчливый человек.

Грякнуть – громко стукнуть.

Гуртоваться – собираться в стадо, сплачиваться, объединяться.

Гэть – долой, вон.

Давеча – за несколько времени до настоящего момента.

Дебёлый – упитанный, плотный, толстый.

Дерть – зерно грубого помола на корм скоту.

До побачения – до свидания.

Доёнка – ведёрко, в которое доят молоко.

Жалковать – жалеть.

Заосенять – объявиться явным признаком осени, похолодать после летнего тепла.

Зенки – глаза.

Зоревать – спать, досыпать на рассвете.

Извозюкаться – перепачкаться, вымазаться.

Порепанный – трескаться.

Казан – котёл с выпуклым дном, чугун.

Кемарить – дремать.

Киржин – лепёшка из щавеля с мукой.

Колготиться – хлопотать.

Копань – небольшой колодец.

Корешевать – дружить.

Кохать – заботливо растить, холить, лелеять.

Кочет – петух.

Кулючки – игра в прятки.

Курень  - жилище казаков.

Лабагрейка – сенокосилка.

Мабуть – вероятно, возможно.

Малохольный – глуповатый, недалёкий.

Мараковать – разбираться в чём – нибудь.

Махотка – глиняный горшок.

Насупоренный – нахмуренный.

Нужник – туалет.

Оклунок – остаток чего-либо(зерна, муки).

Отруб – надел земли.

Остюки – щетинистые усики на овсе, ячмене.

Подловка  - чердачное помещение.

Погодь – подожди.

Распонахать – сильно разрезать.

Рушник – полотенце.

Сапера – соперница в любви.

Смалечку – с детства.

Солонцевать – лакомиться солёным.

Стренуть – встретить.

Стябай – уходи, проваливай.

Тавот – солидол.

Телепаться – волочиться, идти медленно.

Теперича – сейчас.

Учкар – ремень из конопли.

Худоба – рогатый скот.

Цибарка – железное ведро.

Чуреки – лепёшки из кукурузной муки, крупы.

Шкодить – вредить, причинять ущерб.

Ямка – подвал круглой формы.

      В работе  использованы  исторические,  документальные  материалы  из станичного музея, из личных воспоминаний жителей станицы Старопавловской ( Плыгунова Михаила Фёдоровича 1920 г.р., Поляковой Марфы Киреевны 1921 г.р., Галченко Владимира Андреевича и Валентины Петровны 1932 г.р., Наседко Надежды Тимофеевны 1935 г.р., Усачевой Антонины Семеновны 1934г.р.)

   Отчет секции этнографов (презентация)

 

 

 

 

Домой | Методическая служба | Ономастикон и топонимы | История края | Люди-легенды | Обратная связь

Дата последнего изменения этого узла 22.12.2007

Hosted by uCoz